Социальная реклама
Своим возникновением социальная реклама обязана в первую очередь неравнодушным представителям инициативных групп и благотворительных организаций, чья цель – привлечение общественного внимания к различным проблемам: физическое и психическое здоровье людей, нравственное воспитание подрастающего поколения, предотвращение несчастных случаев, экология, отношение к животным и многие другие. Конечная цель – повышение уровня жизни населения, его духовное совершенствование.
На сегодняшний день наибольших успехов в воздействии такого рода кампаний на умы своих граждан достигли США с их многолетним (более полувека) опытом создания ярких и запоминающихся проектов. Государства Европы ненамного отстают от лидера. Ролики, транслируемые на всех местных теле- и радиоканалах, а также наружные конструкции и web-публикации затрагивают сердца и умы миллионов.
В СССР социальная реклама носила призывающий к действию, но достаточно грубый, агитационный характер. Таким образом, людям прививались основные нормы общественного поведения. После распада Союза в начале последнего десятилетия прошлого века реклама, призванная ставить людей лицом к лицу с общественными проблемами, стала развиваться по западной схеме.
В наше время данный сегмент рекламного бизнеса развит еще довольно слабо. Ролики, демонстрируемые на ТВ, по радио и в Интернете, вызывают у людей больше раздражение, нежели понимание. Почему такое происходит и чего нам для этого не хватает? Кто-то скажет, что не хватает душевности. Но тут, скорее, дело в другом.
По мнению психологов, не всегда прямой призыв к действию оказывает то влияние на зрителей, которого ожидают его инициаторы. Бывает и так, что реакция абсолютно противоположна. Лучший выход – добавить таким роликам креативности, а также в обязательном порядке необходимо учитывать общественное мнение. Ведь делается такая реклама с целью воздействия на людей. Так почему она так далека от них?
Информация, предоставляемая в современной социальной рекламе, как правило, представляет собой просто констатацию факта: существует проблема. Мало кто предлагает людям реальные варианты ее решения силами простых людей. Даже если такой ролик и заставит кого-то заинтересоваться, то первый вопрос, который задаст этот человек, будет «Чем я могу помочь?». Создатели социальной рекламы обязаны отвечать на этот вопрос, повышая сознательность граждан и желание бороться с имеющейся ситуацией всеми доступными способами. Только тогда в нашей стране можно будет в полный голос говорить об эффективных кампаниях, направленных на формирование гуманистического общественного сознания.
Одной из причин успеха данного вида рекламы в США является ее создание по определенной схеме, доказывающей свою состоятельность уже многие годы. Она включает в себя колоссальную предварительную и заключительную аналитическую работу. По ее итогам и оценивается результативность продукта.
Предварительная работа включает несколько пунктов. Сначала обозначается маркетинговая цель (Почему именно социальная реклама? Чего мы хотим добиться?). Затем четко определяются и ставятся перед исполнителями первостепенные задачи. Важным этапом является определение той группы людей, на которую публикация будет воздействовать. После этого собирается и анализируется информация о похожих продуктах других создателей рекламы. Оцениваются плюсы и минусы схожих по теме работ. Следующая стадия – четкое обозначение той идеи, которую необходимо донести до аудитории. Позже производится сбор необходимой информации по освещаемому вопросу с целью нахождения подтверждения происходящего. Важной стадией работы является нахождение ответов на вопросы «Какова будет реакция зрителя?» и «В каком формате им удобно будет принять информацию?». Только после этого пишется сценарий, проект обретает физическую форму и идет в эфир. Обязательным и очень важным этапом является работа с населением после запуска ролика. Собираются анкетные данные, идет опрос граждан с целью поиска положительных и отрицательных мнений о продукте, принимаются меры по его адаптации. Результат – многолетнее ненавязчивое присутствие таких роликов в эфире формирует общественное мнение по многим серьезным проблемам и позволяет значительно снизить их влияние на жизнь людей.
Во многих развитых странах заказчиком и спонсором социальной рекламы являются правительство и различные общественные объединения, а исполнителями – некоммерческие организации. За сбор информации для анализа реакции людей после показа рекламы отвечает специальный Совет. Возможно, именно в структуре, поэтапности, и заключается секрет успеха.
Подводя итоги, можно сказать следующее: социальная реклама в Казахстане только начала развиваться. По модели, доказавшей свою жизнеспособность. В стране существуют люди, готовые всесторонне освещать различные общественные проблемы. Очень важно, чтобы они понимали, как реализовать эти замыслы и сделать результат своей нелегкой работы таким, чтобы зрители оценили продукт по достоинству. Только кропотливый труд и тщательная подготовка материала способны вывести социальную рекламу в Казахстане на следующий виток развития.